15 апреля 2017 г.

Красная горка, Радоница и др..


"Навьий день" был поминальным языческим весенним праздником. 

Потом стали называть "радоница от слова "радость. "Не о том ли событии Вы спрашиваете, о каком говорит св. Иоанн Златоустый; он написал так: "Для чего ныне, то есть во вторник Фомин, отцы наши,оставив свои молитвенные дома в городах, собираются вне города на кладбищах к своим мертвым? - Для того, что сегодня Иисус Христос сошел во ад к мертвым,чтобы возвестить победу над смертию.

"Что может быть значимее победы над смертью? Ничего!

 * * *
Ра́дони́ца, Радуница (укр. Про́води, белор. Ра́даўнiца, полес. Деды́ ра́достные) — у восточных славян поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой недели.

Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Этимологически слово Радоница видимо восходит к корню рад- («радование, радость»). Другие названия праздника — Радовница, Радошница, Радуница, Навий день, Могилки, Гробки. Первоначально праздник, видимо, отмечался не только во вторник, но и в понедельник Фоминой недели («Навий день»), однако со временем в большинстве местностей эта традиция исчезла, сохранившись лишь в некоторых местах южной России и Сибири.

Радоницкая неделя (Радуницкая неделя, в христианстве Фомина неделя) — праздничная неделя, начинавшаяся в следующее после Пасхи воскресенье (Фомино воскресенье), а заканчивающаяся в субботу.

«На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется». Проводятся «радостные весенние поминки». Несколько раз в году наши предки почитали членов своего рода — «тех, кто навечно отошёл на небеса». На Украине и юге России считалось, что с Пасхи или с Чистого четверга и до Радуницы покойники посещают своих близких и далёких родичей. На Пасху (Велик-день) они разговляются, а на Радуницу их необходимо проводить «в Ирий и на охрану нив и урожая». Лишь «неприкаянные» — те, что умерли не естественной смертью или некрещёными, отправляются в леса и реки.

В эти же дни принято одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. Также эти дни слывут свадебными, брачную радость несущими любящимся молодым сердцам. Эти дни считалисъ свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой.
Названия недели и дней

Неделя: Радоницкая неделя, Радуницкая неделя, Радонки, Проводная неделя, «Поминальний тиждень» (укр.), «Бабські проводи» (укр.), «Весняна радість» (укр.), «Вархушовая неделя» (полес.), «Красная неделя» (полес.), «Мёртвая неделя» (полес.), «Проводный тыждень» (полес.), «Яркосная неделя» (полес.), Новая Неделя, «Да́рниковая неде́ля» (полес.), Фомина неделя.

Воскресенье: Красная горка, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье, «Провiдна неділя» (укр.), «Радуниця» (укр.), «Радовниця» (укр.), «Радунець» (укр.), «Гробки» (укр.), «Поминки» (укр.), «Батьківський Великдень» (укр.), «Радульные деды» (укр.), «Артусное воскресенье» (полес.), «Да́рнико́вое воскресенье» (полес.), «Дарна́я няде́ля» (полес.), «Пробудная неделя» (полес.), Антипасха, Фомино воскресенье.

Понедельник: Радоница, Навий день, Усопшие Радаваницы, «Проводи» (укр.), «Гаркуши» (полес.), «Дедовица» (полес.), «Деды радостные» (полес.), «Деды радужные» (полес.), «Воловские проводы» (полес.).

Вторник: Радоница, Навий день, Усопшие Радаваницы, Проводы, Тризны, Могилки, Навиев день, «Гаркуши» (полес.), «Градовицы» (полес.), «Красная горка» (полес.), «Навская радуница» (полес.), «Поминки» (полес.), «Проводы справедливые» (полес.), «Радовый день» (полес.), «Радуга» (полес.), «Родичи» (полес.).

Среда: «Громницы» (полес.), «Громничная середа» (полес.), «Сухая середа» (полес.).

Пятница: «Провiдна п'ятниця» (галиц.).

Суббота: «Дiдова субота» (укр.), Вьюнец, Вьюшник.


* * *

Радоница


Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства ("Навий день"). Христианство придало иной характер этим поминкам.

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения.

Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня.

Обычно накануне после вечерни совершается Великая панихида, которая может быть повторена в самый день поминовения, лучше всего перед литургией (но, как правило, бывает после), а также совершением панихиды или заупокойных литий на могилах.

Еще одним основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
  1. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47-48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497.- Сост.^
  2. В субботу "Похвалы Богородицы" - служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: "В какие дни не совершается заупокойное богослужение", с. 134-136.^
* * *

Со святыми упокой

Издано по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина
ОГЛАВЛЕНИЕ
    © Издательство Саратовской епархии, 2007

    * * *

    Красная горка, первый день

    «Красной горкою» зовётся Фомино воскресенье, первый день этой недели весенних поминок, недели предстрадных свадеб. В этот день совершается заклинание весны. На заре встречают солнце. Местом действия являлается красная горка – возвышенное красивое место, откуда хорошо виден восход солнца. При первом проблеске светила собравшаяся на холме молодёжь с выбранной «хороводницею» во главе приступает к выполнению завещанного старинóй обряда. Хороводница, благословясь, выходит на середину круга и произносит заклинание, сохранившееся во всей первобытной чистоте на северо-восточной Руси:
    Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!
    Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницею, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку.
    Весна-красна!
    На чём пришла,
    На чём приехала?
    На сошечке,
    На бороночке! ...
    Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.
    В эти же дни принято на Руси одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. В первый день Фоминой-радоницкой недели разносится песня, напоминающая об этом последнем обычае:
    Подойду, подойду,
    Под Царь-город подойду,
    Вышибу, вышибу,
    Копьём стену вышибу!
    Выкачу, выкачу,
    С казной бочку выкачу!
    Подарю, подарю
    Люту свекру-батюшке!
    Будь добре, будь добре,
    Как родимый батюшка!
    Подойду, подойду,
    Под Царь-город подойду!
    Вышибу, вышибу,
    Копьём стену вышибу!
    Вынесу, вынесу,
    Лисью шубу вынесу!
    Подарю, подарю,
    Люту-свекровь-матушку!
    Будь добра, будь добра,
    Как родима матушка! ...
    По объяснению И.М. Снегирева, сложилась-спелась эта песня, вероятно, ещё в XI-XII столетиях, когда свежа была в сердце народной Руси стародавняя, поросшая быльем память о славных походах русских князей под Царьград.
    В селе Нижняя Серебрянка Воронежской области в этот день обязательно ходили в церковь, потом садились за стол. Начинали с пирога, который назывался Ряженый. Его пекли в каждой избе, без него праздник — не праздник. Украшали его различными фигурками из теста, потом разрезали на кусочки, смазывали коровьим маслом и ели. На стол подавали также холодец, кашу с молоком, борщ и обязательно четверть водки. После обеда выходили на Широкую улицу. Мужики ходили, выходили и брались за рушники, рядом в кругу вставали женщины. Шли друг на друга: кто кого собьёт. Состязались обычно село на село. Чьё село победит, туда и шли продолжать праздник. Шли с песнями, пели: «На дворе дождь не силён, не дробен», «Ой, дудки вы, дудки, звончатые гусли». На Широкую улицу приходили разнаряженные. Мужики в рубахах с расшитыми поясами, женщины в атласных сарафанах и цветастых платках. Сейчас этот праздник сошёл на нет. Он заключается в посещении кладбища и застолья. В отличие от Пасхи не говорят люди: «Христос воскрес!» и не устраивают весёлых забав. Считается, что в этот день усопшие идут обратно на кладбище, погостевав у родственников всего недельку. В селе Сухой Донец на Красную горку по улице ходили ряженые, «водили козла». Водили хороводы, пели песни: «Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень». На этот праздник катали яйца с горы. Ходили в лог, да с бугра катилось яйцо.
    По всей Украине в этот день ходят дети по домам славить «ярь и зеленачку».

    «Радованье» покойников, второй и третий день

    В то время, как по красным горкам за деревенскими околицами происходит гулянье, на погостах-кладбищах отводится место совсем иному. С понедельника на могилках, в доме и во дворе убираюся, а во вторник (на Украине и в Белорусском Полесье — в понедельник) происходит «радованье» родителей-предков: с утра на погосте, вечером — дома. В Полесье говорили: «У панедéлок рáданишные деды прáвиш, а ва ўтóрак идéш на мóгилки».
    На Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом (позже — вином или водкой). Часть яиц отдавали нищим с просьбой помянуть предков, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершими, семья садится вокруг могилы. Женщины причитают. Потом и они садятся вместе с другими. Выпив пива или вина, все едят кушанья, которые принесены на могилу. Возвратившись с погоста старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни и девки, иногда и семейные пары, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся.

    Прогулки заневестившихся девушек

    В течение недели устраиваются праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свой черёд, выходят на смотрины, совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте «зеленых смотрин» происходит и самое рукобитье. Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням, в честь Матери-Сырой-Земли, обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольёт которую, тот за неё и должен свататься, — гласит обычное, нигде, кроме памяти народной не записанное, право. Кто не сделает этого, тот считается лихим обидчиком, похитителем чести девичьей. В Густинской летописи так рассказывалось о подобии этого обычая: «От сих единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне по некоих странах безумныя память творят: собравшиеся юнии, играюще, вметают человека в воду, и бывает иногда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают, или утопают; по иных же странах не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единако тому же бесу жертву сотворяют».
    В селе Подгорное Воронежской области на Красную горку мужчин провожали в поле «пар пахать», а женщины оставались «курку молить». Содержание этого обряда заключалось в совместной трапезе, участниками которой были только женщины. В селе Глушицы молодёжь ходила по селу с косой. Девушки собирались в доме и жарили яичницу. В селе Долгомоховатка девочки выходили гулять, складывались по несколько яиц и просили какую-нибудь бабку пожарить им яичницу: «Ты нам яишницу не сделаешь, бабушка?» — «И сделаю, толька играйте песни, а то ня буду делать, падгарит яишница». Пели: «Яишница, яищница…», «и раза три патянем, уж ана паспела, а её усё тянут». (Ср. обряды в День Жён-мироносиц).
    От Фоминой недели до Ивана дня«хмелевые ночи», Ходит Яр-Хмель по ночам. Это самое весёлое время деревенской молодёжи. Молодёжь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней. «Ходит Ярилушка по тёмным лесам, бродит Хмелинушка по сёлам-деревням. Сам собою Яр Хмель похваляется: Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее — без меня, весёлого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает…". На кого Ярило воззрится, у того сердце на любовь запросится…»

    Вьюнец, последний день

    На Фоминой неделе справляется «Вьюнец», «Вьюшник». Этот старинный обряд состоит в хождении под окнами с «вьюницкими» песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживляется шутками и забавами; непосредственных исполнителей обходных песен сопровождают нередко зрители. Обряд напоминает зимние колядки. Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигается из конца в конец селения и начинает «искать вьюнца и вьюницу» (молодых). Причём молодёжь это делает утром, а семейные мужчины и женщины — вечером. Стучатся под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделываются тем, что, подавая несколько яиц, христосуются с кем-нибудь из них. Где же молодая пара, — там этим не откупиться:
    На горе было горе,
    У Ивана на дворе.
    Вьюнец- молодец,
    Вьюница, эй, молодая!
    Вырастало деревце
    Да кипарисовое.
    Как во этом деревце
    Да три угодьица:
    По вершине деревца
    Да соловей песни поёт,
    Посередь-то деревца
    Да пчелы яры гнезда вьют
    По корень-то деревца
    Да тут беседушка стоит,
    Во беседушке сидит
    Да удалой-от молодец,
    Молодой-от молодец
    Да Иванушка господин.
    Иванушка господин
    Да с молодой своей женой,
    С молодой своей женой
    Да с Прасковьей молодой.
    Девицы разыгрывают хороводы, а молодцы бьются на кулачки и борются один на один, песни поют перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут всякого угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе. После этого старшой из певунов-весельчаков затягивает благодарственную песню:
    Ещё здравствуй, молодой,
    С молодой своей женой!
    Спасибо тебе, хозяин,
    С твоей младой-младешенъкой
    Хозяюшкою счастливою —
    На жалованьи,
    На здравствованьи!
    Хор молодых голосов после каждого стиха подпевает: «Вьюнец-молодец, молодая!» — чем и кончается чествование новобрачных до другого осенённого новым счастием дома, где повторяется то же самое.

    Окликание дождя

    В Тульской и Костромской губерниях на Радуницкой неделе поселяне и горожане окликают первый дождь. По преданиям известно, что прежде в окликании дождя участвовали все возрасты; а ныне этим делом занимаются одни дети. При появлении тучи или облаков дети выбегают на улицу и нараспев причитывают:
    Дождик, дождик!
    Снаряжайся напоказ.
    Дождик, припусти,
    Мы поедем во кусты,
    Во Казань побывать,
    В Астрахань погулять.
    Поливай, дождь,
    На бабину рожь,
    На дедову пшеницу,
    На девкин лён
    Поливай ведром.
    Дождь, дождь, припусти,
    Посильней, поскорей,
    Нас, ребят, обогрей.
    После сего дети дожидаются дождя, распевая свою окличку несколько раз; а когда пойдёт дождь, то они умывают им лицо и руки. Если при дожде появится молния, тогда выбегают на двор девицы и женщины и умываются дождём с золота и серебра. Для сего выносят в чашке каждая из них золотые и серебряные кольца. Все это делается с полной уверенностью помолодеть и похорошеть.
    В Болгарии в среду проводился обряд Мара Лишанка с целью призвать благодатный весенний дождь и защитить посевы от града.

    День Жён-мироно́сиц

    Естественным пролжением обрядов Радоницкой недели был следующий день — День Жён-мироносиц (третье воскресенье после Великодня). В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления, на котором завивались венки и кумились девушки-подростки. На кумлении обрядовой едой была «девичья» («бабья») яичница.

    Поговорки и приметы

    Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице. Весёлая Масленица — беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница. Пили на Масленице, с похмелья ломало на Радонице. Масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном глушатся, а радоницкие-вьюнишные по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются. При первом проблеске весны говорили: “Родители из могил теплом дохнули”. Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует. Расплакалася, как усопшая радуница. Во вторник нежелательно было что-либо сеять или садить. «Рáдовныца во втóрок. Як будэ дож, Божа Мати корóмыслом будэ вóду нэсти» (полес.).
    «Иды, зыма, до Кыева. А нам лито покынула. Иды, зыма, до Кучава, бо ты нам докучыла» (полес.). «Иди, зима, бо ты нам хлиб выела» (полес.).

    См. также

    Вьюницкие песни

    Примечания

    1. Снегирев И. М., 1839.
    2. Христова Г.П., Ревнева С.Н., 2005.

    Литература

    Ссылки

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий