27 мая 2018 г.

28 мая 1987 года Матиас Руст посадил свой самолет у стен Кремля

28 мая 1987 года юный пилот-любитель из Германии Матиас Руст, нарушив государственную границу СССР, посадил свой самолет у стен Кремля.



Это событие всколыхнуло тогда весь мир и имело значительные политические последствия в нашей стране. И доступ к материалам следствия долгое время был закрыт для общественности. Лишь сегодня о подробностях перелета самого скандального авиатора-любителя заговорят непосредственные участники событий.

Хулиганский полёт мог быть пресечён на любом из его этапов – военной силы у СССР было тогда немерено. Сбить «Цессну» или принудить её к посадке силами ПВО могли столько раз, сколько бы захотели.

Но военные помнили, как в сентябре 1983 года после уничтожения на Дальнем Востоке южнокорейского «Боинга», так называемая «мировая общественность» изобразила советских ПВОшников как бессердечных убийц невинных людей. После этого появилась инструкция, запретившая сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа.

В итоге военные оказались в иезуитской ситуации: они должны были выполнить свою работу, будучи связанными по рукам и ногам. И никто не поспешил им тогда на помощь, никто не снял с них путы «запретительной инструкции». 


«Авантюра века. Полёт Матиаса Руста»
Документальный фильм (Россия, 2005)

* * *

Мати́ас Руст (нем. Mathias Rust, род. 1 июня 1968 года в городе Ведель (Wedel) около Гамбурга) — немецкий спортсмен-пилот, в возрасте 18 лет совершивший перелёт на лёгком самолете Cessna 172 из Гамбурга через Хельсинки в Москву и приземлившийся 28 мая 1987 года на Красной площади, не тронутый советской ПВО. Отец Руста — Карл-Хайнц, работал инженером в концерне AEG.

Полёт в Москву

Маршрут перелёта

Самолёт Cessna 172 Skyhawk
Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхок» (Cessna 172B Skyhawk). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапа, Эстония) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Версии о мотивах Руста

Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку.

Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб. Генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991—1997 годах:
Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное — проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза.
Игорь Морозов, бывший полковник КГБ СССР:
Это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна — обезглавить Вооруженные силы СССР, значительно ослабить позиции Советского Союза на международной арене".
Генерал-полковник авиации Николай Москвителев:
На мой взгляд, это была хорошо продуманная акция какой-то спецслужбы.
Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин:
Акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. <…> Был снят главком Александр Иванович Колдунов — удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли — его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа «помели», а оперативного дежурного даже засудили. …Убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова.
Газета «Красная звезда», цитируя неназванный телеканал, писала, что Сергей Мельников, дежурный генерал на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года, ссылался на бывшего председателя КГБ Владимира Крючкова, который якобы признался, что готовил эту операцию по указанию Горбачёва.
Спустя 20 лет, в 2007 году, сам Руст объяснил свои мотивы следующим образом:
Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом.
.
В 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив следующее:
Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня… Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок.

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.



Матиас Руст в суде
В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный и безрассудный парень. Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал его «нахальным аэрокурёнком».

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий, получил выговор, но должность свою сохранил.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для Советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».

Жизнь Руста после полёта


Самолёт Руста в Немецком техническом музее

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев. В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Долгое время жил на Тринидаде. Затем, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину.

В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера в универмаге. По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena). Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер. Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Самолётом Руста до 2008 года владел богатый японский бизнесмен. Он держал самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.

В 2008 году самолет был куплен Немецким техническим музеем, где выставляется в фойе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий