13 сентября 2017 г.

14 сентября ( 01 сентября ст.стиля). Осенины - похороны мух. Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Сёмин день. Церковное новолетие. Константинопольская эра. Огонь Сварожич.

Продолжаем праздновать НОВЫЙ 2017 год ?
Или уже начинаем праздновать НОВЫЙ 2018 год ??



  • Колосовые не убрал – считай, пропали.
  • С 14 по 21 сентября – продолжается бабье лето.
  • Индийское лето - в Америке.
  • Лето св. Мартина - во Франции.
  • Бабушкино лето - в Германии.
  • Если первый день бабушкина лета ясен – осень тёплая.
  • Счастливый день для новоселья.
  • Бабье лето 2 недели. Бабье лето 7 дней, по Аспасов день.
  • В Семён день севошни (севалка) с плеч.
  • Сеять грех. Последний раз сеют рожь.
  • Семён день, долой сeмeнa.
  • Коли убрана рожь к Ильину, посев кончай к Фролу; а позже поспеет, кончай к Семёну.
  • Семён наводит бабье лето. Семён провожает лето.
  • Засидки, первый раз встречают oceнь, щанины, oceнины.
  • Начинаются посиделки, засидки, супрядки, досветки и др.
  • До обеда на Семён день паши, а опосля обеда вальком пахаря маши.
  • В Семён день на постать (в поле на полосу) с головней ходи.
  • На Симеона Столпника огурцы солят.
  • На Семён день из колосьев семена выплывают.
  • Лён стелили к бабьему лету, а подымали к Казанской.
  • С бабьего лета – бабьи работы и бабий праздник.
  • На Семёна тараканов и мух хоронят (чтоб пропали).
  • На Симеона Столпника листочки вереницами ложатся в колодцы и озёра.
  • На Симеона чёрт четвериками воробьёв меряет (под греблю, всех убивая, сколько в меру войдут, и, отпуская затем их из-под гребли. Южн.).
  • Ужи на Семён день на берег выходят, ходят по дугам на 3 версты.
  • Бабье лето ненастное – сухая осень.
  • На Семёна ясно – вёдряная осень (тульск.).
  • На бабье лето много тенетника, к осени ясной и зиме холодной .
  • Если много тенетника, скворцы не отлетают, а дикие гуси садятся – протяжная и сухая осень.
  • С Семёна дня новым огнём обзаводятся (порой живым, древесным, из дерева вытертым).
  • У псарных охотников первый праздник; выезжают в отъезжее поле.
  • Новоселье, переход в новый дом – счастливый.
  • Постриги и сажание отрока на коня, при переходе из младенчества (по 4-му году).

  • * * *

    Константинопольская эра


    Сотворение мира. Миниатюра средневековой рукописи, XIII век.

    Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», ультрамартовский стиль — система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице — шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 года до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н. э.
     
    Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1—2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.

    Византия

    Как вычислялась дата

    За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, одной из которых важнейшими является византийская эра, созданная в 353 году. В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (кн. Бытие, гл.1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е послание Петра, гл.3:8). Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира».

    «При императоре Констанции (353 год) была создана эра, летосчисление по которой велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Но Констанций не был „последовательным христианином“, поэтому имя его и составленная при нём эра упоминались весьма неохотно. Ранневизантийская эра „непоследовательного христианина“, еретика Констанция в VI в. была уточнена, и в Византии начала использоваться другая эра от „сотворения мира“ с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н. э. (Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября)».

    В VI веке начало византийской эры было перенесено на пятницу 1 марта 5508 г. до н. э.

    Существует мнение, что этот Собор установил дату летоисчисления: от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н. э.. Однако среди 102 правил Шестого Вселенского Собора нет особого правила, касающегося начала летоисчисления. В контексте 3-го правила есть упоминание года: " … согласнѡ ѡпредѣлѧємъ, чтобы свѧзавшїєсѧ вторымъ бракомъ, и, даже до пѧтагѡнадєсѧть днѧ протєкшагѡ мѣсѧца іаннуарїа, минувшагѡ чєтвєртагѡ індікта, шєсть тысѧчь сто дєвѧносто дєвѧтагѡ года, ѡставшїєсѧ въ порабощєнїи грѣху … ". Время проведения Шестого Вселенского Собора известно, значит упоминается 15 января 681 года н. э., которое соответствует 15 января 6199 года от с.м.. Если это не опечатка в церковно-славянском тесте (указано «шєсть тысѧчь сто дєвѧносто дєвѧтагѡ», вместо «шєсть тысѧчь сто ѻсмьдєсѧтъ дєвѧтагѡ»), то получается, что летоисчисление в тот период велось с марта или сентября 5519 года до н. э., а не с 1 сентября 5509 года до н. э.
    «При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября. В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы».

    Использовались две даты начала года, периодически параллельно:
    • 1 марта;
    • 1 сентября.

    Мнение Ватикана

    Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата, в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой — 4713 или 4000 лет, обозначая её Anno Mundi — «от сотворения мира». А у Беды Достопочтенного выходил 3952 год, существовали и другие даты.). Западные церкви перешли на летосчисление от Рождества Христова после того, как его вычислил в VI веке монах Дионисий Малый.

    Россия

    Погрешности в летописях

    Исследователи отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет» используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра. Также там встречаются:
    • александрийская — 29 августа 5493 до н. э.
    • антиохийская эра — 1 сентября 5969 до н. э. (или 5517, 5507)
    • старовизантийская эра — 5504 до н. э.
    • болгарская эра — 5511 (или 5504 до н. э.)
    Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года — в сентябре или марте. Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский возможны ошибки на один год („мартовский“ и ультрамартовский стили»).

    Хронологические рамки

    Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году.

    Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.

    Церковный календарь

    Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь — 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие.
    * * *

    14 сентября ( 01 сентября ст.стиля) - Семен-летопроводец. Семен день. Марфа

    По церковному календарю. Церковь отмечает день преподобного Симеона Столпника.  

    1 сентября по старому стилю, или 14-го по новому в XX веке, начинается новый церковный год.

    Святой Симеон (356—459) восемьдесят лет жил аскетом, изумляя людей своей самоотверженностью и умением читать чужие мысли. В 412 году чудотворец уединился в крохотной келейке, которая располагалась на четырехметровом столбе, и жил в ней сорок семь лет, молясь в уединении и занимаясь пророчествами…

    По народному календарю. День святого Симеона Столпника в народе называли «Семен-летопроводец», или просто «Семин день». Это был день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обычно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача внаем земли, рыбных и других угодий).

    Название летопроводца закрепилось за Семиным днем потому, что наступает конец лета. В народе об этом дне говорили: «Семин день — севалка с плеч» или: «Семин день — семена долой» (то есть конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8 сентября называется бабьим летом — это начало бабьих сельских работ. Завершался сев озимых хлебов.

    «Похороны» мух. Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе.

    Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».

    Обычай хоронить мух и тараканов наблюдался по всему северу России, причем повторялся даже в деталях, и только кое-где, вместо полотенца, советовали изгонять мух штанами в полной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана и специальная примета. В народе говорили: «Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух».

    Мухи всегда связывались с влиянием демонического, подземного мира. Обилие мух было показателем грядущих несчастий. Чтобы избавиться от посланниц демонического мира и несчастий, которые они с собой приносят, нужно сделать так: поймать шесть мух, завернуть в белую ткань и похоронить в глубокую ямку.  Считалось, что вместе с похоронами мух в землю уходят все неудачи и несчастья.     Источник: www.mageia.ru/

    Осенины - похороны мух

    Видеофильм - шуточный детский осенний обряд похорон насекомых. Детское телевидение фольклорного центра "Песнохорки", 2007 год. Автор сценария, режиссер-постановщик, художественный руководитель, видеооператор, монтаж, звук - Игорь Сазонтов.
    сайт ВЕЛЕСОВ КРУГ      http://www.velesovkrug.ru



    Согласно другому источнику (Российский Этнографический музей):
    В Семенов день (Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября) принято было хоронить мух и тараканов. Говорили: "В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме" (тамбовск.); "Убьешь муху до Семена-дня - народится семь мух; убьешь после Семена-дня - умрет семь мух".


    В этот же день совершался и специальный обряд похорон мух и тараканов. Похороны устраивали девушки. Для чего они одевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с "шутливой торжественностью", иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривали: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь" (Максимов С.В. 1994. С. 409 - 410). Обряд сопровождался песнями:

                        "Таракан дрова рубил,
                        Комар водушку носил,
                        В грязи ножки увязил.
                        Вошка парилася
                        Да ударилася
                        Ненароком -
                        Правым боком:
                        Ребро вывихнула.
                        Клопы подымали,
                        Живот надорвали".
                                      (тверск.; Некрылова А.Ф. 1989. С. 338).


    Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что "с Семена-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) - свадебные недели".  

    Источник: www.ethnomuseum.ru/

    Приметы

    • Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот. Бабье лето ненастное — осень сухая.
    • Если на Семен день теплая погода, то вся зима будет теплая.
    • Если Марфа грязная вышла, то осень должна быть дождливой.
    • Много тенетника — осень ясная, зима холодная,
    • Семенов день считается счастливым, поэтому советуют в этот день справлять новоселье.
    • Обзаводились новым огнем. Добывали огонь трением из дерева или высекали его из камня.

    Огонь Сварожич

    Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь.
    В древние времена Огонь был поистине центром мира человека. В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже собирал вокруг себя несколько поколений рода — большую семью.
    Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком трапезы. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь.
    Существовало множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня немыслимо было ругаться таким образом: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!»
    Сваха, придя сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент рождения ребенка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея. Не случайно и то, что перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!»
    Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Такой Огонь считался чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Добывая такой Огонь, всякий раз отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнем.
    С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. Говорили, боги сотворили Мужчину н Женщину из двух палочек, между которыми загорелся Огонь — самое первое пламя любви…
     







    Семенов день


    Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

    Отмечается 1/14 сентября



    О жизни и подвигах христианского подвижника писали его ученик Антоний, христианские историки Феодорит Киррский, Феодор Чтец, Евагрий и др.


    Согласно преданиям и житиям святых, преподобный Симеон, родом киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушел в ближайший монастырь, где семь дней просил принять его. Получив разрешение, он стал послушником, а в восемнадцать лет - иноком. Прославился аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу. Так, Симеон сделал себе пояс из древесных ветвей, которые высохнув, впивались ему в тело; переселялся на дно высохшего колодца (озера), затем в покинутую хижину, при подошве горы, в каменную пещеру, чтоб никто не мешал его молитвам и общению с Богом.
     
    Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета.

    Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе.
     

    На Руси с днем памяти св. Симеона Столпника совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон и получил название летопроводца. На этот день приходился особый "чин препровождения лета", празднование церковного новолетия - "начало индикта". На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета - нового года с 1 марта на 1 сентября. В связи с этим, с XIV в. по 1700 г., до известного Указа Петра I, перенесшего празднование нового года на 1 января, день св. Симеона был первым днем нового года.

    Этот день отмечался на Руси по-особому. Наибольшей торжественности празднество достигало в Москве. Люди собирались друг к другу в гости и не расходились до утра. Эти вечера носили семейный характер: встречать новое лето было принято у старшего в роде. С семейных посиделок ходили в церковь к заутрене. 


    Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось "патриаршее молитвословие". Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха. Затем шествие под колокольный звон отправлялось на Ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Около Благовещенского собора, напротив Красного крыльца, посередине площади устраивались царское и патриаршее место. Воздвигался помост, который покрывался коврами и огораживался расписной решеткой. С восточной стороны помоста устанавливались три аналоя с иконой св. Симеона Столпника на одном из них. В серебряных подсвечниках зажигались свечи. Ставился стол для освящения воды. С западной стороны находились сами "места": царское - в виде пятиглавого храма с двуглавыми золочеными орлами наверху главок, расписное, оббитое бархатом и парчою, имевшее створчатые слюдяные двери; и патриаршее - покрытое персидским ковром. Царь вступал на свое место, поддерживаемый стольниками. Духовенство размещалось с двух сторон от мест государя и патриарха. Царские люди становились, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом. Вся площадь, "по предварительной росписи", заполнялась служилыми людьми в праздничных кафтанах. Иноземные послы, приезжие иностранцы и посланцы из отдаленных русских земель стояли на паперти Архангельского собора. Стрельцы в цветном платье, со знаменами и ружьями располагались вокруг почетных гостей. 


    Патриарх, осенив царя крестом, спрашивал о царском здравии. Начиналось молебствие с водоосвящением. По окончании молебного пения, патриарх говорил речь, заканчивающуюся словами: "Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущия многия лета в род и во веки!" (Коринфский А.А. 1995. С. 362). Затем государя и патриарха поздравляли по очереди духовные власти, бояре, сановные люди, стрелецкие полки и весь народ, кланяясь до земли. Государь приветствовал народ "милостивым словом" и слышал в ответ: "Здравствуй, здоров будь на многие лета, надёжа государь" (Сахаров И.П. 1990. С. 302). Ответив народу поклоном, приложившись к кресту и приняв патриаршее благословение, царь следовал в Благовещенский собор к поздней обедне, а оттуда в царские палаты. Патриарх возвращался в Успенский собор. Действо новолетия заканчивалось. В этот день из царской казны раздавалась милостыня бедным и нищим, чтобы они молили о многолетнем здравии государя царя. Последнее торжество летопровождения происходило в Москве в 1699 г.

    На Руси день Симеона - летопроводца имел большое значение и как "судный день". В Москву съезжались "ставится на суд" в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: "копиться жалобным людям" на судебный день в Москву - известно со времен великого князя Иоанна Васильевича. Такими же "судными днями" для монастырских людей и крестьян, как видно из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, были Рождество Христово и Троицын день (см. Троица). Местом суда на Семенов день назначался Приказ Большого Дворца. Государь разрешал все спорные вопросы, которые не удалось решить на местах. Суд царя приравнивался к Божьему, поэтому в приговорах объявлялось: "Пойманы вы есте Богом и Государем Великим" (Коринфский А.А. 1995. С. 362). Иногда вершил суд и патриарх. Кто не приходил к Семенову дню на срочный суд, тот считался виновным. Челобитчик же получал по суду "правовую грамоту" и считался правым. Так, по уложению царя Василия Ивановича Шуйского (1607 г.), относительно крестьян-перебежчиков, было установлено: "Если не подадут челобитья по первое сентября о крестьянах, то, после того срока, написать их в книги за тем, за кем они ныне живут" (Сахаров И.П. 1990. С. 303).

    Как конец одного года и начало другого день Симеона Столпника, по установившемуся обычаю, считался "срочным днем" и являлся сроком уплаты оброков, податей и пошлин. К этому моменту оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми. Так, в писцовых книгах об отдаче в наем земли, рыбных ловель и других угодий, говорилось: "Платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца" (Калинский И.И. 1877. С. 291). 

    Кроме того, ко дню Симеона приурочивался обряд "постригов" и "сажания на коня" ("На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай"). Его совершали над мальчиками, чаще всего первенцами, "при переходе от младенчества", обычно по исполнении им трех лет, т.е. на четвертом году жизни. Летописные свидетельства об этом обычае сохранились с XII в., одно из первых приходится на 1191 г. Обряд совершался не только над крестьянскими, но и великокняжескими детьми. В последнем случае ритуал происходил в церкви и совершался епископом. Так, согласно I Новгородской летописи, обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, происходил в 1230 г. в Новгороде у св. Софии, и при этом отмечалось, что постригаемому "уя влас архепископ Спиридон" (Калинский И.И. 1877. С. 291). Бояре и простые люди исполняли обряд дома, в присутствии родных; производил постриг крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку; их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка с крыльца и передавал куму, который вручал крестника куме - "из полы в полу" с поклонами. Кума отводила его к матери, произнося приветствия в адрес последней. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручали подарки крестнику. За обедом кум с кумою разламывали на голове крестника пирог с пожеланиями богатства и счастья. 

    Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени ("Семен лето провожает"). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или "старое" бабье лето ("Семен бабье лето наводит"), которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси "Семенскою". Об этом времени говорили: "Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!" (Коринфский А.А. 1995. С. 368). 

    В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла"; "Сухая осень, коли на Семен-день сухо"; "На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная"; "Если на Семен- день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера" (воронежск.); "На Семена ясно - осень ведреная" (тульск.). Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: "Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая" (костромск.); "После Семена журавли отлетают в теплый край"; "Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы" (московск.); "На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы" (нижегородск.).
     
    Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса (новгородск.).). Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда "семь городов наперед обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем св. Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.

    Кроме того, по народным представлениям считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.

    С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

    Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

    Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур ("Семен-день - семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев" - воронежск.); завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй" - костромск.); солили огурцы.

    С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.

    Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что "от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи" (Сахаров И.П. 1990. С. 303). 


    В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: "Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье".

    С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что "пироги напечены и мед наварен" (Сахаров И.П. 1990. С. 300). Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую "пиво варить", которая начиналась песней:
                        "Ай, на горе мы пиво варили,
                        Ладо мое, Ладо, пиво варили!
                        Мы с этого пива все вкруг соберемся;
                        Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!"
                                    (Коринфский А.А. 1995. С. 365).
    В Семенов день принято было хоронить мух и тараканов. Говорили: "В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме" (тамбовск.); "Убьешь муху до Семена-дня - народится семь мух; убьешь после Семена-дня - умрет семь мух".

    В этот же день совершался и специальный обряд похорон мух и тараканов. Похороны устраивали девушки. Для чего они одевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с "шутливой торжественностью", иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривали: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь" (Максимов С.В. 1994. С. 409 - 410). Обряд сопровождался песнями: 

                        "Таракан дрова рубил,
                        Комар водушку носил,
                        В грязи ножки увязил.
                        Вошка парилася
                        Да ударилася
                        Ненароком -
                        Правым боком:
                        Ребро вывихнула.
                        Клопы подымали,
                        Живот надорвали".
                                      (тверск.; Некрылова А.Ф. 1989. С. 338).
     
    Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что "с Семена-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) - свадебные недели".

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий