12 декабря 2017 г.

13 декабря ( 30 ноября ст.стиля). Андрей зимний. Андрей Первозванный.

Апо́стол Андре́й (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона).

По церковному календарю. Отмечается праздник святого апостола Андрея Первозванного. Святой апостол Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, Спаситель позвал его вместе с братом Петром и двумя сыновьями быть своими спутниками.

Согласно русским летописям, святой Андрей проповедовал слово Господне сначала у скифов, потом в Древней Руси и, наконец, в Константинополе.

По преданию, апостола пригвоздили к кресту, поперечные брусья которого были прибиты наискось. Такой крест называют Андреевским.

В России и Шотландии в честь святого был учрежден орден.

По народному календарю. Вторично слушают воду: тихая вода — хорошая зима, шумная — предстоят морозы, бури, метели. Результат сверяют с тем, какой был на Юрьев день.

Андрею Первозванному девушки молятся о даровании хороших женихов, а вечерами гадают о своих суженых.
Почитание


Сандалия и гвоздь святого Андрея в Трирском соборе


При императоре Констанцие II мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства.

По другой версии они (возможно, частично) были перевезены крестоносцами в 1208 году в Италию, в г. Амальфи.

В Трирском соборе (Германия) хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

В Православной церкви память апостола (по юлианскому календарю): 30 июня (Собор двенадцати апостолов) и 30 ноября; в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Св. Андрея Первозванного. В 1998 году этот орден в России был возрождён.

Апостол Андрей — святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.
«Золотая легенда» о Св. Андрее

«Золотая легенда» также сообщает об одном из чудес апостола, о котором нет упоминания в «Четьи-Минеях», но которым можно объяснить почитание Св. Андрея как покровителя мореходов: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом. Поэтому в гимне Апостолу поётся: "Quaternos iuvenes submersos maris fluctibus vitae reddidit usibus." В другом случае, записанном в «Золотой легенде», апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.

Ещё одним любопытным эпизодом легенды является христианский ответ святого апостола на придуманный дьяволом основной вопрос о том, что выше — земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, Который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес»! 
Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая

Андрей - один из двенадцати апостолов (брат Петра), день памяти которого отмечается 30.11. Андрей был первым призван Христом в число апостолов, поэтому в православной традиции его называют Андрей Первозванный. Согласно легенде, он проповедовал христианство балканским народам и скифам, благодаря чему стал впоследствии считаться патроном православия (и покровителем русской церкви).

Народный культ апостола Андрея известен всем славянам, но по характеру обрядности выделяются две самостоятельные традиции: почитание Андрея как покровителя брака, олицетворения мужского начала (в соответствии с греческой этимологией его имени «Андрос», т.е. мужчина), и как повелителя диких зверей (медведей и волков). В первой традиции определяющими оказываются матримониальные мотивы (приметы и гадания, связанные с замужеством), наиболее заметно выраженные в обычаях славян-католиков и униатов. Во второй традиции, наиболее типичной для южных славян, актуальны ритуалы, направленные на защиту от волков и медведей.

У западных и восточных славян в народном культе святых Андрей. почитался как олицетворение мужского начала и покровитель брака, поэтому Андреев день считался удачным временем для гаданий о замужестве. Андреевские гадания в целом сходны со святочными: в ожидании вещего сна девушки ставили под кровать миску с водой, подкладывали под подушку щепотку кутьи (или зеркало, пояс, мужскую шапку, щепку, взятую со двора своего избранника, и т.п.); выбегали во двор, обхватывали колья забора (или приносили в дом охапку дров) и считали их: парный счет предвещал замужество; трясли забор или дерево и по доносившимся звукам пытались угадать будущее; срезали ветки фруктовых деревьев и ставили их в воду: распустившаяся к Рождеству ветка сулила вступление в брак. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» семена льна или конопли в доме (под столом или у порога, вокруг кровати), либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали зерна вокруг хаты или под окнами, у колодца и при этом приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду сбирати» (варианты: «свадьбу играти», «под венцом стояти»). Разбросанные семена «боронили» фартуком, юбкой, мужскими штанами и затем уходили спать, ожидая вещего сна.

В селах украинского Полесья к Андрееву дню была приурочена молодежная игра, называемая «Калита» (или «Калиту кусать»): специально испеченный для игры корж подвешивали на шнурке к потолку; играющий верхом на кочерге должен был «подъехать» к висящему коржу и без помощи рук откусить кусок; если он при этом смеялся (вопреки запрету), ведущий мазал его по лицу сажей, глиной.

Андреев день считался праздником, с которого начинается зимний цикл календаря (в католической традиции это первый день предрождественского поста). По карпатским верованиям, ночь перед св. Андреем — время разгула нечистой силы, когда особенно опасны ведьмы, отбирающие молоко у коров; защищаясь от них, гуцулы жгли на возвышенных местах «андреевские костры». Утром Андреева Дня в карпатских селах хозяева поджидали первого гостя мужского пола, называемого полазником.

В украинских селах восточной Словакии ранним утром Андреева дня ходили по домам мальчики с пожеланиями, чтобы у хозяев хорошо неслись куры. Иногда один из таких поздравителей рядился «Андреем»: он появлялся в большой шляпе, с мешком за плечами и с палкой в руке. Словацкие девушки собирались группами и обходили с поздравительными песнями те дома, в которых жили мужчины по имени АНДРЕЙ. Бывало, что они носили с собой соломенное чучело, называя его «Андришко»; посещая дома, они делали вид, что подбирают для него «невесту», а затем разыгрывали с чучелом шуточную свадьбу.

У православной части южных славян св. Андрей почитался как хозяин и повелитель диких зверей. В западной Болгарии и восточной Сербии Андреев День назывался «Медвежий день». Утром этого дня хозяйки варили кукурузу и бросали вареные зерна в дымоход со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал растущую в поле и не задирал людей и скот». Несколько початков относили в кукурузное поле, чтобы медведь не портил посевы. В восточной Сербии накануне Андреева Дня хозяйки оставляли три вареных початка на плодовом дереве или на крыше дома, во дворе на поленницах дров — как «ужин медведю». В этот день запрещалось чинить или шить новую обувь, «чтобы не задавил медведь»; ходить в лес, чтобы не встречаться с медведем. В центральных и западных районах Сербии, в Боснии то же самое делали для защиты от волков. С этого дня запрещались все прядильно-ткацкие работы, гребни складывались вместе, «чтобы у волков была закрыта пасть»; не разрешалось сновать и мотать нитки, «чтобы звери не мотались возле загонов для скота»; строго соблюдался запрет на всякое рукоделие (шитье, вязание), «чтобы не схватил медведь» и т.п. В течение всего рождественского поста не плели веревок, не строили изгородей, «чтобы волки не задирали скот».


В эту же ночь накануне Андреева дня молодежь устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь, затыкала соломой трубы и др. В Словацких Татрах молодые люди приближались к домам, где жили парни по имени АНДРЕЙ, и разбивали о двери старые глиняные горшки.
Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая

13 декабря - день святого апостола Андрея Первозванного.


Знахари и колдуны советовали ворожить и проводить ритуалы с огнем и дымом, так как считалось, что именно в этот день они обладают большим зарядом магической энергии. 

В Андреев можно провести ритуал, который очистит ваше энергетическое поле от негативной энергии. Выполняется он с утра, желательно до полудня.

6 свечей расставьте на полу в виде круга и зажгите по часовой стрелке. Встаньте в центр круга, поднимите руки вверх и, представляя,будто бы из кончиков пальцев выходит темный дым, скажите 3 раза. "Огонь окутывает меня с головы, он выжигает в теле зло, он сжигает весь негатив.От пят, до колен,от колен до живота,от живота до шеи. от шеи до ладоней. Да будет так." После прочтения свечи затушить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий